Тритоны от ноты — это задача обратная от построения тритонов в тональности. При построении тритонов от ноты необходимо определить тональность и разрешить тритон в ней.
Один и тот же тритон может быть записан как увеличенная кварта и как уменьшенная квинта. Ув.4 и ум.5 могут разрешаться в четыре тональности. Таким образом, тритон можно разрешить в восемь тональностей.
Содержание статьи
Что такое тритоны?
Тритоны — это интервалы, состоящие из трех тонов.
Это — первое условие при построении тритона от ноты.
Например, от ноты До надо построить тритон ( три тона) :
Расстояние от ноты До до ноты Фа# (Соль ♭) составляет три тона — тритон.
Какие интервалы относятся к тритонам?
Повторюсь: Расстояние от ноты До до ноты Фа# (Соль ♭) составляет три тона — тритон.
Почему один и тот же интервал называется или До-Фа#, или До-Соль ♭? Потому что любая черная клавиша является либо повышением для предыдущей белой клавиши, либо понижением для последующей белой клавиши.
К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).
Это второе условие построения тритонов от звука.
Один и тот же тритон можно записать как ув.4 (увеличенная кварта, например, До-Фа#), либо как уменьшенная квинта (ум.5, например, До-Соль ♭).
В каких видах мажора и минора строятся тритоны?
Тритоны появляются по всех видах мажора и минора — в натуральном, гармоническом и мелодическом.
Но в рамках программы ДМШ мы рассматриваем тритоны только в натуральных и гармонических ладах.
Тритоны строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в натуральном и гармоническом миноре.
Это третье условие построения тритонов от звука. Это означает, что один и тот же тритон можно разрешить в четырех тональностях — первая из которых в натуральном мажоре, вторая — в гармоническом мажоре, третья — в натуральном миноре, и четвертая — в гармоническом миноре.
На каких ступенях строятся тритоны?
Чтобы определить тональность, в которой вы построили тритон, надо знать на каких ступенях тритоны строятся.
Вся информация о тритонах в тональности находится в статье «Тритоны».
ув.4 | ум.5 | |
натуральный мажор | IV | VII |
гармонический мажор | VI♭ | II |
натуральный минор | VI | II |
гармонический минор | IV | VII# |
Разрешение тритонов
Тритоны строятся на неустойчивых ступенях. Следовательно, они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.
Существует правило, согласно которому, увеличенная кварта при разрешении увеличивается — разрешается в сексту. А уменьшенная квинта при разрешении уменьшается — разрешается в терцию.
Тритоны от всех нот
Один и тот же тритон может быть записан как увеличенная кварта и как уменьшенная квинта. Ув.4 и ум.5 могут разрешаться в четыре тональности. Таким образом, тритон можно разрешить в восемь тональностей.
Тритоны от белых нот:
Перечеркнутые тональности не существуют. В их звукорядах присутствуют дубль-диезы и дубль бемоли. Это не допустимо в музыкальной практике и теории.
Подобные тональности требуют энгармонической замены. Тритон сразу заменяется энгармонически равным и разрешается в нужную тональность квинтового круга.
Про «Энгармонически равные тональности» прочитайте статью.
ИНТЕРЕСНО! Единичные факты даже тройного повышения ноты приведены в статье «Четыре вида трезвучий от всех нот».
Тритоны от диезных нот:
Перечеркнутых тональностей не существует! Они приведены здесь с целью показать, что от любого звука можно построить тритон, но при разрешении могут появиться несуществующие тональности.