Построение D7 и его обращений обычно происходит в тональности. Этому посвящена статья «Доминантовый септаккорд, его обращения и разрешения». Но встречаются задачи, обратные данной — построить D7 от заданной ноты, определить тональность и разрешить. В этих задачах D7 и все его обращения (D65, D43, D2) также строятся от этой же заданной ноты.
Содержание статьи
Алгоритм построения D7 от заданной ноты
Существует два способа построения D7 и его обращений от ноты.
Первый способ — по структуре аккорда. Структура аккорда — это его интервальный состав.
D7=б.3+м.3+м.3
D65=м.3+м.3+б.2
D43=м.3+б.2+б.3
D2=б.2+б.3+м.3
Шаг 1. От заданной ноты надо построить аккорд соответствующего состава.
Например, от ноты Ре построим D7: Ре-Фа#-Ля-До. Подробнее: Ре-Фа#=б.3, Фа#-Ля=м.3, Ля-До=м.3. Это интервальный состав Доминантового септаккорда.
Шаг 2. Известно, что D7 строится на V ступени мажора и гармонического минора. Соответственно, заданная нота Ре является V ступенью. Следовательно, искомая тональность — Соль мажор или соль минор гармонический. Отсюда и появление знака диез около ноты Фа. В Соль мажоре — это ключевой знак, а в соль миноре — повышенная гармоническая VII ступень.
Шаг 3. Разрешение в найденной тональности. D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенной квинтовой ступенью) и с утроенной тонической ступенью. Обозначается Т3.
Построение D7 и его обращений от всех нот
Построение D7 и его обращений от ноты До
При построении D65 от ноты До разрешение возможно только в мажорную тональность Ре-бемоль мажор, так как минорной тональности ре-бемоль минор не существует.