Доминантовый септаккорд — самый распространенный из септаккордов в классической музыке.
Он состоит из четырех звуков. Его обозначение — D7 указывает, что он строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Цифра 7 обозначает, что расстояние между крайними звуками септаккорда равно септиме.
Построение D7 ОТ НОТЫ можно найти в статье «D7 и его обращения от ноты».
Содержание статьи
Построение Доминантового септаккорда
Итак, доминантовый септаккорд (D7) состоит из четырех звуков. расположенных по терциям, и нижний из этих звуков находится на V ступени гаммы.
Для примера, построим D7 в До мажоре.
Первым действием считаем V ступень в До мажоре — это нота Соль. От нее строится D7 в До мажоре.
![доминантсептаккорд](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
Доминантовый септаккорд расположился на V, VII, II и IV ступенях. Кроме нижней V ступени, все остальные ступени в D7 неустойчивые. Поэтому они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.
![разрешение Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
О построении D7 вы можете посмотреть видеоурок, который идет всего лишь 3 минуты!
Доминантовый септаккорд с разрешением в мажорных тональностях
![соль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
![ре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-mazhor.png)
![ля](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-mazhor.png)
![ми](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-mazhor.png)
![си](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-mazhor.png)
![фа#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-mazhor.png)
![до#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-mazhor.png)
![ФА](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-mazhor-1.png)
![Си♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-mazhor-1.png)
![Ми♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-mazhor-1.png)
![Ля♭ мажор](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-mazhor-1.png)
![Ре♭ мажор](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-mazhor-1.png)
![Соль♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-mazhor-1.png)
![До♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-mazhor-1.png)
Доминантовый септаккорд с разрешением в минорных тональностях
В минорных тональностях D7 строится аналогично мажорным тональностям.
ВАЖНО: Как любой аккорд доминанты в минорной тональности, D7 строится в гармоническом виде минора, т.е. с повышенной VII ступенью.
![ля](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja.png)
![ми](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi.png)
![си](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si.png)
![фа#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa.png)
![до#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do.png)
![соль#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol.png)
![ре#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-minor.png)
![ля#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-1.png)
![Доминантовый септаккорд](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re.png)
![соль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-1.png)
![до](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-1.png)
![фа](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-1.png)
![си♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-.png)
![ми♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-.png)
![ля♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-.png)
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.
Доминантовый септаккорд и его обращения
![Д7 и его обращения](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/dominantovyi-septakkord-i-ego-obrasheniya.jpeg)
Напомним, что обращением называется перенос нижнего звука на октаву вверх. Если D7 состоит из четырех звуков, то у него будет три обращения.
Итак, первое обращение D7 называется доминантовый квинтсекстаккорд. Его обозначение — D65. Строится D65 на VII ступени мажора и гармонического минора.
Разрешается D65 в тоническое трезвучие (T53 ) c удвоенным основным тоном.
![До65](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do65.png)
Второе обращение D7 называется доминантовый терцквартаккорд. Его обозначение — D43 . Строится D43 на II ступени мажора и гармонического минора.
D43 разрешается в развернутое тоническое трезвучие с нижним и верхним тоническим звуком.
![до43](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do43.png)
Третье обращение D7 называется доминантовый секундаккорд. Оно обозначается — D2.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре.
D2 разрешается в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным тоническим звуком.
![До2](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do2.png)
ВАЖНО: Иногда учащиеся путают понятия разрешение аккорда и обращение аккорда.
Разрешением называется переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые звуки тонического трезвучия.
То есть, за заданным аккордом следует тонический аккорд ( Т53 , Т6 или Т64 ). Обращением называется перенос нижнего звука заданного аккорда на октаву вверх. Или же перенос верхнего звука аккорда на октаву вниз.
Вы можете посмотреть видеоурок о разрешении и обращении, который длится всего 2 минуты.
D7 и его обращения в мажорных тональностях
![Д7 и его обращения в мажорных тональностях](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/d7-i-ego-obrasheniya-v-mazhornyh-tonalnostyah.png)
![ДоД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-3.png)
![СольД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-2.png)
![РеД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-1.png)
![ЛяД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-2.png)
![МиД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-1.png)
![СиД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-1.png)
![Фа#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-2.png)
![До#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-2.png)
![ФаД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-3.png)
![Доминантовый септаккорд](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-1-2.png)
![Ми♭Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-1-1.png)
![Ля♭Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-1-1.png)
![Ре♭Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-.png)
![Соль♭](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-.png)
![До♭Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-.png)
D7 и его обращения в минорных тональностях
![Д7 и его обращения в минорных тональностях](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/d7-i-ego-obrasheniya-v-minornyh-tonalnostyah.png)
При построении Д7 и его обращений в минорных тональностях не забывайте повышать VII ступень!
![Доминантовый септаккорд](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-5.png)
![миД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-2.png)
![сиД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-2.png)
![фа#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-4.png)
![до#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-4.png)
![соль#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-3.png)
![ре#Д7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-2.png)
![ля#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-3.png)
![Доминантовый септаккорд](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/re-3.png)
![сольД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/sol-4.png)
![доД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/do-5.png)
![фаД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/fa-5.png)
![сибемольД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/si-1-3.png)
![мибемольД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/mi-1-2.png)
![лябемольД7](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2021/12/lja-1-2.png)
Заключение
Доминантовый септаккорд (D7) — один из самых распространенных аккордов в музыке.
Он состоит из четырех звуков, расположенных по терциям, как любой другой септаккорд. От величины этих терций зависит сид септаккорда. D7 состоит из б.3+м.3+м.3.
Строится D7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре.
Разрешается в тоническое трезвучие с утроенной тоникой и без квинтового звука (Т3).
О других видах септаккордов — МVII7 , УмVII7 , II7 вы можете узнать в следующих статьях этого сайта.