Диатонические лады называют также ладами народной музыки, древнегреческими ладами, церковными ладами, средневековыми ладами, белоклавишной диатоникой.
Таким образом, диатонические лады исторически берут своё начало в древней Греции, затем переходят в Средневековье и остаются актуальными в наши дни.
Если вы будете играть звукоряды от каждой белой клавиши до её октавного повторения, не нажимая на чёрные клавиши, вы получите семь диатонических ладов.
Содержание статьи
История диатонических ладов
Свои названия диатонические лады получили от названия областей и регионов древней Греции, где тот или иной лад был особо популярен. Так, лады стали называться ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, фригийский, дорийский, локрийский.
Лады древней Греции представляли собой тетрахорды в нисходящем направлении. Различные чередования тонов и полутонов составляли структуру этих ладов. Подробно и системе древнегреческих ладов можно почитать в книге Е.В. Герцмана «Античное музыкальное мышление».
В Средневековье лады стали иметь восьмиступенный звукоряд и названия, соответствующие современным.
От ноты До строился ионийский лад, от Ре — дорийский, от Ми — фригийский, от Фа — лидийский, от Соль — миксолидийский, от Ля — эолийский, от Си — локрийский.
Система диатонических ладов
Семь диатонических ладов, расположенных на белых клавишах, представляют собой систему диатонических ладов.
Что значит система диатонических ладов? Каждый лад состоит из двух тетрахордов, в которых чередуются тоны и полутоны.
Так, ионийский лад состоит из двух одинаковых тетрахордов 1, 1, 1/2 (тон, тон, полутон).
Дорийский лад состоит из двух тетрахордов со структурой 1, 1/2, 1.
Фригийский лад состоит из тетрахордов 1/2, 1, 1 и 1/2, 1, 1.
Лидийский лад состоит из 1, 1, 1 и 1, 1, 1/2.
Миксолидийский состоит из 1, 1, 1/2 и 1, 1/2, 1.
Эолийский строится из 1, 1/2, 1 и 1/2, 1, 1.
Локрийский лад состоит из 1/2, 1, 1 и 1, 1, 1.
Обратите внимание, что основных тетрахордов, их которых строятся диатонические лады, всего четыре: 1, 1, 1/2; 1, 1/2, 1 ; 1/2, 1, 1 ; 1, 1, 1. Лады строятся из сочетания этих тетрахордов. Верхний тетрахорд какого-либо лада является нижним тетрахордом для следующего лада. Такая «цепляемость» ладов образует замкнутую диатоническую систему.
Для наглядности каждый лад обведён рамкой:
Связь с мажором и минором
Как вы могли заметить, ионийский лад по своей структуре совпадает с натуральным мажором. А эолийский лад совпадает с натуральным минором. Поэтому в теории музыки принято сравнивать все остальные лады именно с мажором и минором. О мажоре и миноре читайте очень хорошую статью здесь.
Ионийский лад — совпадает с мажором.
Лидийский лад — отличается от мажора IV повышенной ступенью.
Миксолидийский лад — отличается от мажора пониженной VII ступенью.
Эолийский лад — совпадает с натуральным минором.
Фригийский лад — отличается от минора II пониженной ступенью.
Дорийский лад — отличается от минора VI повышенной ступенью.
Локрийский лад — отличается от минора пониженными II и V ступенями.
Для примера построим лады мажорного и минорного наклонения от ноты До:
Обратите внимание, что знаки альтерации появляются в звукоряде, чтобы сохранить структуру лада. Они не ставятся при ключе, так как диатонические лады-модусы не являются тональностями с ключевыми знаками.
Однако, в учебной практике принято строить диатонические лады применительно к тональности. Поэтому, в данных заданиях знаки альтерации выставляются при ключе.
Построение диатонических ладов от всех нот
По такому же принципу строятся диатонические лады от чёрных клавиш. Ставите около ключа нужные знаки и повышаете или понижаете соответствующие ладу ступени.
Изменённые в ладах ступени надо просто выучить и запомнить. Они, кстати, совпадают со ступенями тритонов (IV,VII в мажорных ладах и II. VI в минорных).