Меню Закрыть

Построение хроматической гаммы

построение хроматической гаммы

Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. Мажорные и минорные хроматические гаммы не отличаются по звучанию, но различны по написанию. Построение хроматической гаммы выполняется по простому алгоритму.

ВАЖНО! Исходя из своего опыта, настоятельно рекомендую учащимся и преподавателям сначала изучать тему Диатонические лады, а потом приступать к теме Хроматическая гамма. Но не наоборот!

Таблица всех мажорных и минорных гамм приведена ниже на этой странице.

Мажорная хроматическая гамма

Основой для любой хроматической гаммы является диатоническая гамма. Повышаться и понижаться могут лишь те ступени, расстояние между которыми — целый тон. Следовательно, в мажорной гамме в восходящем движении не могут повышаться III и VII ступени. Все остальные ступени повышаются, за исключением VI ступени, вместо которой понижается VII ступень.

В нисходящем движении можно понижать все диатонические ступени, кроме I и IV (им некуда понижаться), а также V ступени, вместо которой надо повысить IV ступень.

Звучит весьма запутанно. Но если действовать по определённому алгоритму — то ничего сложного в этом нет.

Алгоритм построения хроматической мажорной гаммы

Чтобы построить хроматическую мажорную гамму, надо выполнить следующие действия:

1.Записать диатоническую гамму, расставляя ноты на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было вставить между ними хроматическую ноту. Ступени, между которыми расстояние полутон, следует записать близко друг к другу, чтобы случайно не воткнуть между ними ненужную хроматическую ноту. Подписать все ступени.

Шаг 1 в построении хроматического мажора

2. В восходящем движении добавьте ступень миксолидийского лада (VII♭), а в нисходящем движении напишите ступень лидийского лада (IV#). Не забудьте поставить знак бекар перед следующей за ними нотой.

Шаг 2 в построении мажорной хроматической гаммы

3. Все оставшиеся ступени в восходящем движении повышайте, а в нисходящем движении — понижайте.

Шаг 3 в построении хроматического мажора

Теперь стало понятно, почему сначала надо изучить тему Диатонические лады?

Ступени диатонических мажорных ладов (VII♭ и IV#) присутствуют в мажорной хроматической гамме.

Минорная хроматическая гамма

При построении минорной хроматической гаммы надо проделать те же три шага, что и в мажорной гамме. Правило гласит, что при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо которой понижается II ступень. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная гамма.

ВАЖНО! В связи с тем, что в нисходящем движении хроматическая минорная гамма заменяется на одноименную мажорную гамму, следует вывод: нисходящей минорной хроматической гаммы не существует!

Алгоритм построения минорной хроматической гаммы

1.Записываем минорную диатоническую гамму. Ступени, между которыми расстояние полутон, записываем поближе друг к другу. Ступени, между которыми тон, записываем на расстоянии друг от друга, чтобы вписать между ними хроматическую ноту.

ля минор натуральный (диатонический)

2.В восходящем движении вписываем ступень фригийского минора (II ♭). В нисходящем движении проставляем знаки одноименного мажора. И дописываем лидийскую ступень (IV#) как положено в хроматическом мажоре.

шаг 2 алгоритма построения хроматического минора

3.Повышаем оставшиеся ступени в восходящем движении и понижаем ступени в нисходящем движении.

шаг 3 алгоритма построения хроматического минора

Итак, при построении хроматической гаммы вверх все ступени повышаются. При построении вниз все ступени понижаются.
В мажорной гамме вверх имеется миксолидийская ступень (VII♭), а при движении вниз имеется лидийская ступень (IV#).
В минорной гамме вверх имеется фригийская ступень (II♭), а вниз гамма записывается как одноименная мажорная с лидийской ступенью (IV#).

Все мажорные хроматические гаммы

хроматические мажорные диезные гаммы
хроматические бемольные мажорные гаммы

Все минорные хроматические гаммы

Минорные хроматические гаммы #
минорные хроматические гаммы -b

Обратите внимание, что при движении вниз в минорных хроматических гаммах знаки около нот сохраняются такими же, что и при движении вверх.

Заключение

При построении мажорной хроматической гаммы в восходящем движении все ступени повышаются, кроме VII♭ миксолидийской. А в нисходящем движении все ступени понижаются, кроме IV# лидийской.

В минорной хроматической гамме вверх все ступени повышаются, кроме II♭ фригийской. При движении вниз гамма записывается как одноименная мажорная с IV# лидийской ступенью. А еще проще — вниз сохраняются те же знаки, что и при движении вверх.

Похожие статьи:
Top