Меню Закрыть

Главные и побочные трезвучия

glavnye-i-pobochnye-trezvuchiya

От каждой из семи ступеней гаммы можно построить трезвучие. Таким образом, в гамме можно построить семь основных трезвучий. Среди этих трезвучий есть главные и побочные трезвучия.

Главные и побочные трезвучия в мажоре

главные и побочные трезвучия в мажоре

На каждой ступени мажорной гаммы можно построить трезвучие. Всего их будет семь — по количеству основных ступеней. Любое трезвучие обозначается цифрами 53. А перед ними прописывается римская цифра, соответствующая ступени, на которой это трезвучие построено (II 53 , III 53 и т.д.). Главные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях. Они обозначаются не римскими цифрами, а буквами T, S, D (тоника, субдоминанта, доминанта). Побочные трезвучия строятся на II, IV, VI, VII ступенях.

Обратите внимание на вид каждого трезвучия, построенного на ступенях мажорной гаммы. На I ступени строится мажорное трезвучие (Б53). На II и III ступенях строятся минорные трезвучия (М53). На IV и V ступенях расположились мажорные трезвучия. А на VII ступени — уменьшенное трезвучие (Ум53).

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему главными ступенями являются именно I, IV и V ступени? И почему главными трезвучиями являются именно те, что построены на I, IV и V ступенях?

ВАЖНО! Трезвучия, построенные в МАЖОРЕ на I, IV и V ступенях, являются МАЖОРНЫМИ, поэтому они называются главными трезвучиями лада. Они определяют лад — мажор. На других ступенях образуются минорные трезвучия и одно уменьшенное.

Подробнее о главных трезвучиях вы можете почитать также в статье Главные трезвучия лада.

Главные и побочные трезвучия в миноре

главные и побочные трезвучия в миноре

В минорной гамме также на каждой ступени можно построить трезвучия. Трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях, называются главными. А на II, III, VI, VII ступенях трезвучия называются побочными.

Обратите внимание на вид каждого трезвучия. В миноре на I, IV и V ступенях находятся минорные трезвучия (М53), а на III, VI и VII ступенях располагаются мажорные трезвучия ( Б53). На II ступени в миноре строится уменьшённое трезвучие (Ум53).

Таким образом, запомните, что главными трезвучиями являются те, что построены на I, IV, V ступенях.

Почему именно они главные?

ВАЖНО! Трезвучия, построенные в МИНОРЕ на I, IV и V ступенях, являются МИНОРНЫМИ, поэтому они называются главными трезвучиями лада. Они определяют лад — минор. На других ступенях образуются мажорные трезвучия и одно уменьшенное.

Функции аккордов

функции аккордов

Функции аккордов или функциональность — это роль аккорда в ладу. Вне лада аккорд, построенный от звука, не имеет функциональности, так как не известно, какие ступени лада он занимает.

Так как имеется три главных аккорда — T, S, D — они и играют главную роль, функцию в ладу. Все остальные аккорды распределяются к ним в группы.

По какому признаку аккорды попадают в тоническую, субдоминантовую или доминантовую группу? Ведь как бы не желало трезвучие III ступени попасть в субдоминантовую группу, ему там не быть! И трезвучие II ступени не будет иметь доминантовую функцию. Догадались, какой принцип лежит в основе распределения аккордов по группам?

функции аккордов

Конечно же — наличие общих ступеней с одним из главных трезвучий. Давайте разберем это на примере До мажора. Посмотрите на картинку «Главные и побочные трезвучия в мажоре».

В трезвучии II ступени имеется два общих звука с трезвучием S — фа и ля. Поэтому оно относится к субдоминантовой группе.

В трезвучии III ступени два общих звука с трезвучием D — соль и си. Оно относится к доминантовой группе. Но звуки ми и соль принадлежат также тоническому трезвучию. Значит, трезвучие III ступени относится также и к тонической группе? Да, это трезвучие бифункционально.

Трезвучие VI ступени имеет два общих звука с трезвучием S — ля и до. Но также имеет два общих звука с тоническим трезвучием — до и ми. Оно тоже бифункционально.

В трезвучии VII ступени два общих звука с трезвучием D — си и ре. Следовательно, трезвучие VII ступени выполняет доминантовую функцию.

Таким образом, побочные трезвучия распределяются по группам следующим образом:

Группа трезвучий тонической функции:

тоническая группа

Трезвучия, принадлежащие субдоминантовой группе:

субдоминантовая группа

Трезвучия доминантовой группы:

доминантовая группа

Названия побочных трезвучий

Не только главные трезвучия имеют собственные имена — Тоника, Субдоминанта, Доминанта. Побочные трезвучия тоже имеют свои названия.

Трезвучие III ступени называется медианта — т.е. средняя между Т и D. Трезвучие VI ступени — нижняя медианта или субмедианта — средняя между T и S:

медианта

Трезвучия II и VII ступеней называются вводными:

вводные трезвучия

Последовательности аккордов

Зачем знать функции аккордов?

Как известно, любую мелодию можно гармонизовать (подобрать аккорды), используя всего лишь три основные аккорда — Т, S, D. Однако, этого бывает недостаточно, и чтобы раскрасить и разнообразить гармоническую палитру, применяют аккорды побочных ступеней. Но не какие угодно после каких попало, а по правилам, установленным классической гармонией.

ВАЖНО! Аккорды двигаются по схеме Т- S — D -T. От устойчивости к неустойчивости и возвращение в устойчивый аккорд.

Это схема, каркас. Естественно, между главными аккордами могут быть и их обращения, и побочные аккорды и т.д.

При применении побочных трезвучий надо учитывать степень «силы» аккорда. Гармоническое развитие происходит по схеме «от слабого к более сильному». Такая сила или слабость аккорда определяется наличием общих звуков с тоникой. Чем больше общих звуков, тем более зависим от тоники аккорд, тем он менее самостоятелен и следовательно, слаб функционально.

Аккорды субдоминантовой группы

Таким образом, в субдоминантовой группе самым сильным является трезвучие II ступени. В нем нет ни одной тонической ступени, оно ладово контрастно мажорной тонике. За ним идет трезвучие S с одним общим звуком с тоническим трезвучием, и одинаковы ладом с Т-трезвучием. Самым слабым в субдоминантовой группе является трезвучие VI ступени. Оно бифункционально, принадлежит как к субдоминантовой, так и к тонической группе. Имеет ладовый контраст с тоническим трезвучием.

Следовательно, по степени усиления, трезвучия субдоминантовой группы применяются в таком порядке:

II53 — S53 — VI53

Аккорды доминантовой группы

В доминантовой группе аккордов самым слабым оказывается трезвучие III ступени. У него два общих звука с T-трезвучием и два общих звука с D-трезвучием — оно бифункционально. Трезвучие D имеет один общий звук с тоническим трезвучием. И, наконец, трезвучие VII ступени (в мажоре оно уменьшенное) не имеет ни одного общего звука с Т-трезвучием. Звучание его неустойчивое, напряженное из-за тритона в крайних звуках. Это и делает трезвучие VII ступени самым сильным, напряженным трезвучием доминантовой группы.

Поэтому, трезвучия доминантовой группы будут следовать в таком порядке:

III53 — D53 — VII53

В тонической группе аккордов самым сильным является Т53. Трезвучие VI ступени может заменить тоническое, когда оно следует после D. Такая последовательность аккордов называется прерванным оборотом.

ВАЖНО! Любая главная функция в последовательности T -S — D — T может быть заменена одним из побочных аккордов соответствующей группы. Такой побочный аккорд может появиться не только вместо основного, но и после него.

Например, возможна такая последовательность: T53 — VI53 — S53 — II53 — D53 — VII53 — T53.

Заключение

В мажорном и минорном ладу все аккорды имеют функциональную принадлежность. Функций всего три — тоническая, субдоминантовая и доминантовая — соответственно главным трезвучиям. Остальные аккорды — побочные — примыкают к главным по наличию общих звуков у этих аккордов.

Таким образом, к трезвучиям тонической группы относятся VI53, T53, III53.

К субдоминантовой группе относятся II53, S53, VI53.

Трезвучия доминантовой группы — это III53, D53, VII53.

Большое количество аккордовых последовательностей вы можете найти в учебнике гармонии Б.Алексеева.

Похожие статьи:
Top