Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре и гармоническом миноре из-за понижения VI ступени в мажоре, и повышения VII ступени в миноре.
К характерным интервалам относятся увеличенная секунда (ув.2) и ее обращение уменьшенная септима (ум.7). А также вторая пара характерных интервалов — уменьшенная кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув.5).
Содержание статьи
Что такое характерные интервалы?
ЗАПОМНИТЕ! Характерные интервалы появляются только в гармонических ладах ( они характерны только для гармонического мажора и гармонического минора). К ним относятся две пары интервалов: ув.2 и ум.7, а также ум.4 и ув.5.
В построении характерных интервалов обязательно участвует гармоническая ступень — VI♭ в мажоре и VII# в миноре.
Вспомните, как выглядит гармонический мажор:
Из-за понижения VI ступени образуются ув.2 и её обращение ум.7, а также ум.4 и ее обращение ув.5:
В гармоническом миноре повышается VII ступень:
Из-за повышения VII ступени образуются две пары характерных интервалов — ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5:
Разрешение характерных интервалов
Все неустойчивые ступени в характерных интервалах (VI♭, VII в мажоре и VI, VII# в миноре) должны разрешаться в ближайшие устойчивые ступени. А III ступень при разрешении остается на месте, так как она устойчивая.
Не забывайте правило разрешения интервалов:
Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные — уменьшаются.
Обратите внимание, что в парах интервалов ум.7 является обращением ув.2 и — наоборот. А ум.4 — это обращение ув.5, и — наоборот. Их разрешения тоже попарно составляют обращение друг друга.
Характерные интервалы во всех тональностях
Ступени характерных интервалов
Характерные интервалы | ув.2 | ум.7 | ум.4 | ув.5 |
Гармонический мажор | VI♭ | VII | III | VI♭ |
Гармонический минор | VI | VII# | VII# | III |
Характерные интервалы — это не тритоны!
Некоторые очень невнимательные и немного невоспитанные дети выкрикивают на уроке: «А у вас ошибка на доске! Надо писать не ум.4, а ув.4! Не ув.5, а ум.5!»
Хорошо, что дети помнят тритоны — ув.4 и ум.5. Но ведь это совсем другая тема! Тритоны состоят из трех тонов, а ув.2, ум.7, ум.4, ув.5 — совсем нет! Тритоны — это диссонансы по звучанию, а характерные интервалы — нет!
А вот ступени у некоторых из них совпадают. Сравните их с тритонами!
Заключение
Итак, характерные интервалы встречаются только в гармонических ладах. Они образуются из-за понижения VI ступени в гармоническом мажоре и из-за повышения VII ступени в гармоническом миноре.
К ним относятся ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5.
В построении характерных интервалов обязательно участвует VI♭ в мажоре и VII# в миноре.
Разрешаются характерные интервалы в ближайшие устойчивые ступени.
Ув.2 разрешается в ч.4, ум.7 — в ч.4.
В ум.4 и ув.5 имеется одна устойчивая III ступень. Она при разрешении остается на месте. Посмотрите пример!
Все Правила по сольфеджио можно почитать на этой странице.