Меню Закрыть

Характерные интервалы

мы не тритоны

Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре и гармоническом миноре из-за понижения VI ступени в мажоре, и повышения VII ступени в миноре.

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда (ув.2) и ее обращение уменьшенная септима (ум.7). А также вторая пара характерных интервалов — уменьшенная кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув.5).

Содержание статьи

Что такое характерные интервалы?

ЗАПОМНИТЕ! Характерные интервалы появляются только в гармонических ладах ( они характерны только для гармонического мажора и гармонического минора). К ним относятся две пары интервалов: ув.2 и ум.7, а также ум.4 и ув.5.

В построении характерных интервалов обязательно участвует гармоническая ступень — VI♭ в мажоре и VII# в миноре.

Вспомните, как выглядит гармонический мажор:

До гармонический

Из-за понижения VI ступени образуются ув.2 и её обращение ум.7, а также ум.4 и ее обращение ув.5:

До-мажор гармонический

В гармоническом миноре повышается VII ступень:

ля минор гармонический

Из-за повышения VII ступени образуются две пары характерных интервалов — ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5:

ля минор-гармонический

Разрешение характерных интервалов

Все неустойчивые ступени в характерных интервалах (VI♭, VII в мажоре и VI, VII# в миноре) должны разрешаться в ближайшие устойчивые ступени. А III ступень при разрешении остается на месте, так как она устойчивая.

Не забывайте правило разрешения интервалов:

Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные — уменьшаются.

разрешение ум.4 и ув.5 в До и ля

Обратите внимание, что в парах интервалов ум.7 является обращением ув.2 и — наоборот. А ум.4 — это обращение ув.5, и — наоборот. Их разрешения тоже попарно составляют обращение друг друга.

Характерные интервалы во всех тональностях

характерные интервалы
характерные интервалы в Соль, ми
характерные интервалы Ре,си
характерные интервалы- Ля,
характерные интервалы в Ми, до #
характерные интервалы Си,соль#

характерные интервалы Фа-диез, ре-диез
характерные интервалы До-диез, ля-диез
ув.5 и ум.4
характерные интервалы в F.d
характерные интервалы в B,g
характерные интервалы в Es, c
характерные интервалы в As, f
характерные интервалы в Des, b
характерные интервалы в Ges,es
характерные интервалы в Ces, as

Ступени характерных интервалов

Характерные
интервалы
ув.2ум.7ум.4ув.5
Гармонический
мажор
VI♭VIIIIIVI♭
Гармонический
минор
VIVII#VII#III

Характерные интервалы — это не тритоны!

Некоторые очень невнимательные и немного невоспитанные дети выкрикивают на уроке: «А у вас ошибка на доске! Надо писать не ум.4, а ув.4! Не ув.5, а ум.5!»

Хорошо, что дети помнят тритоны — ув.4 и ум.5. Но ведь это совсем другая тема! Тритоны состоят из трех тонов, а ув.2, ум.7, ум.4, ув.5 — совсем нет! Тритоны — это диссонансы по звучанию, а характерные интервалы — нет!

А вот ступени у некоторых из них совпадают. Сравните их с тритонами!

Заключение

Итак, характерные интервалы встречаются только в гармонических ладах. Они образуются из-за понижения VI ступени в гармоническом мажоре и из-за повышения VII ступени в гармоническом миноре.

К ним относятся ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5.

В построении характерных интервалов обязательно участвует VI♭ в мажоре и VII# в миноре.

Разрешаются характерные интервалы в ближайшие устойчивые ступени.

Ув.2 разрешается в ч.4, ум.7 — в ч.4.

В ум.4 и ув.5 имеется одна устойчивая III ступень. Она при разрешении остается на месте. Посмотрите пример!

Все Правила по сольфеджио можно почитать на этой странице.

Похожие статьи:
Top