Меню Закрыть

Хроматические интервалы

Хроматические интервалы в мажоре и миноре

Хроматические интервалы образуются от повышения или понижения неустойчивых ступеней лада.

Хроматические ступени в мажоре

Какие ступени можно повысить или понизить в мажоре?

тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые

Это II ступень, которая может повышаться и понижаться. Повышение II ступени приближает ее к III. А понижение — приближает к I ступени.

Это IV ступень. Она может только повышаться. Что приближает ее к V ступени.

Это VI ступень. Она может только понижаться. И это обостряет ее тяготение в V ступень.

Хроматические интервалы

Хроматические ступени в миноре

Какие ступени можно повысить или понизить в миноре?

Конечно же, как и в мажоре, неустойчивые ступени — II, IV, VI, VII .

Тяготение неустойчивых в миноре

В миноре можно понизить II ступень (повысить нельзя, потому что она совпадёт с III ступенью).

Можно понизить и повысить IV ступень. Это усиливает ее тяготение к III и к V ступеням.

Можно повысить VII ступень. Это усиливает ее тяготение к I ступени.

Хроматические интервалы

Хроматические интервалы в мажоре

Хроматические интервалы

Из-за хроматического изменения II, IV, VI ступеней в мажоре образуются следующие хроматические интервалы:
ув.2-ум.7, ум.3-ув.6, ув.3-ум.6, ум.4-ув.5, ув.4-ум.5, дв.ув.4-дв.ум.5, дв.ув.1-дв.ум.8.

Из-за понижения II ступени в До мажоре образуются следующие пары хроматических интервалов. Пара интервалов, отмеченная красной рамкой, не употребляется на практике, так как нарушает правило классической гармонии о запрете последовательности из двух квинт ( параллельные квинты).

Хроматические интервалы

При повышении II ступени в До мажоре образуются следующие пары хроматических интервалов:

Хроматические интервалы

От повышения IV ступени в До мажоре образуются такие интервалы:

Хроматические интервалы

При понижении VI ступени образуются такие пары интервалов:

Хроматические интервалы

Если использовать одновременно две хроматические ступени, образуются дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы:

Хроматические интервалы

Хроматические интервалы в других мажорных тональностях строятся аналогичным образом.

Если вы затрудняетесь построить хроматические интервалы в других мажорных тональностях, можно обратиться за помощью, нажав на кнопку ниже.

Хроматические интервалы в миноре

Хроматические интервалы

Из-за хроматического изменения II, IV, VII ступеней в миноре образуются следующие интервалы:
ув.2-ум.7, ум.3-ув.6, ув.3-ум.6, ум.4-ув.5, ув.4-ум.5, дв.ув.4-дв.ум.5, дв.ув.1-дв.ум.8.

В миноре неустойчивая II ступень может быть понижена. Поэтому образуются следующие интервалы:

a-moll-IIb

IV ступень может быть понижена, увеличивая тяготение к III ступени. В связи с этим образуются такие хроматические интервалы:

Хроматические интервалы

При повышении IV ступени усиливается тяготение к V ступени. Образуются следующие хроматические интервалы:

Хроматические интервалы

От повышения VII ступени образуются такие интервалы:

Хроматические интервалы

При одновременном использовании двух хроматических ступеней образуются дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы:

a-moll-#b

В других минорных тональностях вы можете построить такие же интервалы по приведенному образцу.

Если вы затрудняетесь в построении, обратитесь за помощью к нам. Напишите свою просьбу нам на WhatsApp, нажав на зеленую кнопку ниже.

Заключение

Прочитав эту статью, вы поняли, что хроматические интервалы образуются от изменения неустойчивых ступеней в мажоре или миноре..

К хроматическим интервалам относятся ув.2 и ум.7, ум.3 и ув.6, ув.3 и ум.6, ум.4 и ув.5, ув.4 и ум.5, дв.ув.1 и дв.ум.8, дв.ув.4 и дв.ум.5.

ВАЖНО: Характерные интервалы (ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5) относятся к хроматическим интервалам. Хроматическими они являются потому, что образованы от повышения и понижения неустойчивых ступеней. А характерными они являются потому, что данные пары интервалов характерны для гармонических ладов.

Похожие статьи:
Top