Меню Закрыть

Главные трезвучия лада и их обращение

Главные трезвучия лада и их обращение

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T53), Субдоминантовое трезвучие (S53), Доминантовое трезвучие (D53).

Подробнее о главных трезвучиях лада можно почитать в статье .

Что такое обращение трезвучий

что такое обращение трезвучий

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

первое обращение трезвучия

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

второе обращение трезвучия

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

как называются обращения трезвучий

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Первое обращение трезвучия называется — секстаккорд. Секстаккорд состоит из терции и кварты. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Посмотрите на пример выше.

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Второе обращение трезвучия называется — квартсекстаккорд. Он состоит из кварты и терции. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 64.

Посмотрите на квартсекстаккорд Соль-До-Ми в примере выше.

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.

Обращение главных трезвучий — построение

обращени главных трезвучий - построение

Итак, напомним, что главными трезвучиями в тональности являются T53, S53, D53.

Обращениями тонического трезвучия — T53 являются T6 и T64 . Субдоминантовое трезвучие S53 обращается в S6 и S64 . А доминантовое трезвучие D53 имеет обращения D6 и D64.

Прочитать об Обращении главных трезвучий можно в этой статье.

Обращение главных трезвучий в мажоре

обращение главных трезвучий в до мажоре

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

обращение главных трезвучий в соль мажоре
обращение главных трезвучий в ре мажоре
обращение главных трезвучий лада в ля мажоре

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

ВАЖНО: Доминантовое трезвучие всегда строится в гармоническом миноре! Поэтому, не забывайте повышать VII ступень как в самом трезвучии D53 , так и в его общениях — D6 и D64.

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

обращение главных трезвучий в ля миноре

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

главные трезвучия с обращением в ми миноре
главные трезвучия с обращениями в ре миноре
главные трезвучия с обращением в соль миноре

Обращение главных трезвучий и их разрешение

разрешение главных трезвучий

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т53) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S53) и доминантовое (D53) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Прочитать о Разрешении главных трезвучий можно по ссылке в этой статье .

разрешение главных трезвучий и их обращений

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

При разрешении аккордов субдоминанты в аккорды тоники образуется такая закономерность:
S53 → T6 ; S6 → T64 ; S64 → T53 .

При разрешении доминантовых аккордов в аккорды тоники образуется следующая закономерность:
D53 → T64 ; D6 → T53 ; D64 → T6 .

Похожие статьи:
Top