Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций. Оно меньше, чем малое трезвучие (минорное), поэтому называется уменьшенным. Уменьшенное трезвучие обозначается как Ум53 .О всех четырех видах трезвучий можно почитать в этой статье.
Содержание статьи
На какой ступени строится уменьшенное трезвучие?
Ум53 в мажоре образуется на VII ступени.
![Ум53 в мажоре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени, образуется еще одно Ум53, которое строится на II ступени.
![Ум53 в гармоническом мажоре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
В натуральном миноре Ум53 строится на II ступени:
![Ум53 в миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2022/01/d7.png)
ВАЖНО! Обратите внимание, что в параллельных тональностях Ум53 — это одно и то же трезвучие! Но в мажоре оно располагается на VII ступени, а в миноре — на II.
В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени образуется еще одно Ум53, и оно строится на VII# ступени.
![Ум53 в гармоническом миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-v-garmonicheskom-minore.jpg)
Как разрешается уменьшенное трезвучие?
Ум53 располагается на неустойчивых ступенях. Поэтому, каждая его ступень должна разрешаться в ближайшую устойчивую ступень.
Крайние звуки Ум53 образуют ум.5, которая при разрешении сужается, т.е. разрешается в терцию. А средний звук разрешается на секунду вниз.
![Как разрешается уменьшенное трезвучие](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/razreshenie-umenshennogo-trezvuchia.jpg)
Уменьшенное трезвучие во всех тональностях
Построение и разрешение Ум53 в До мажоре и ля миноре приведено выше в этой статье, поэтому продолжаем в следующих тональностях.
![Ум53 в Соль мажоре и ми миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-g-e.jpg)
![Ум53 в Ре мажоре и си миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-d-h.jpg)
![миноре Ум53 в Ля мажоре и фа#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-a-fis.jpg)
![Ум53 в Ми мажоре и до# миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-e-cis.jpg)
![Ум53 в Си мажоре и соль# миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-h-gis.jpg)
![Ум53 в Фа# мажоре и ре# миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-fis-dis.jpg)
![Ум53 в До# мажоре и ля# миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-cis-ais.jpg)
![Ум53 в Фа мажоре и ре миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-f-d.jpg)
![Ум53 в Си-бемоль мажоре и соль миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-b-g.jpg)
![Ум 53 в Ми-бемоль мажоре и до миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-es-c.jpg)
![Ум53 в Ля-бемоль мажоре и фа миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-as-f.jpg)
![Ум53 в Ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-des-b.jpg)
![Ум53 в Соль-бемоль мажоре и ми-бемоль миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ges-es.jpg)
![Ум53 в До-бемоль мажоре и ля-бемоль миноре](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ces-as.jpg)
Построение Ум53 от заданной ноты и разрешение в четыре тональности
Выше мы говорили о построении Ум53 в мажорной или минорной тональности. Но бывают и обратные задачи, в которых надо построить Ум53 от заданной ноты, разрешить и определить тональность, в которой находится это трезвучие.
ВАЖНО! Любое уменьшенное трезвучие можно разрешить в четыре тональности. Это будут две мажорные тональности — натуральная и гармоническая. И две минорные — натуральная и гармоническая.
Алгоритм решения этой задачи очень простой.
- Сделайте разметку для четырех тактов (по количеству тональностей).
- В каждом такте запишите Ум53 от заданной ноты (например, до#).
- Подпишите такты сверху: мажор натуральный, мажор гармонический, минор натуральный, минор гармонический.
- Подпишите ступени, на которых строятся Ум53 в мажоре и миноре.
- Разрешите Ум53 по правилу: Крайние звуки разрешаются вовнутрь, средний звук — вниз.
- Ориентируясь на записанные ступени, подпишите тональности.
![Ум 53 от ноты До#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-cis.jpg)
ВАЖНО! Между собой эти тональности соотносятся как параллельные и одноименные.
Уменьшенное трезвучие от всех белых нот
![Ум53 от ноты До](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-c.jpg)
![Ум53 от ноты Ре с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-d.jpg)
![Ум53 от ноты Ми с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-e.jpg)
![Ум53 от ноты фа с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-f.jpg)
![Ум53 от ноты Соль с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-gjpg.jpg)
![Уменьшенное трезвучие от ноты Ля с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-a.jpg)
![Уменьшенное трезвучие от ноты Си с разрешением в четыре тональности](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-h.jpg)
Построение уменьшенного трезвучия от диезных нот
От ноты До# Ум53 уже были построены выше. Поэтому продолжаем от следующих нот.
![Ум53 от ноты ре-диез](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-dis.jpg)
![Ум53 от ноты ми-диез](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-eis.jpg)
![Ум53 от ноты Фа#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-fis.jpg)
![Ум53 от ноты Соль#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-gis.jpg)
![Ум53 от ноты Ля#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-ais.jpg)
![Ум53 от ноты Си#](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-his.jpg)
Уменьшенное трезвучие от бемольных нот
ВАЖНО! Построение Ум53 от бемольной ноты используется весьма редко. В большинстве случаев при разрешении образуются тональности, имеющие в тонике дубль-бемоль. А в тональности соль дубль-бемоль минор должен использоваться тройной бемоль в терцовом звуке ( трипл-си). Таких тональностей не существует.
Ниже приведены примеры с сугубо теоретической целью, т.к. в композиторской практике такие тональности не используются и заменяются на энгармонически равные, имеющие меньшее количество знаков при ключе.
![Ум53 от ноты До-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-ces.jpg)
![Ум53 от ноты Ре-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-des.jpg)
![Ум53 от ноты Ми-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-es.jpg)
![Ум53 от ноты Фа-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-fes.jpg)
![Ум53 от ноты Соль-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-ges.jpg)
![Ум53 от ноты Ля-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-as.jpg)
![Ум53 от ноты Си-бемоль](https://solfeggio-online.ru/wp-content/uploads/2023/01/um53-ot-noty-b.jpg)
Заключение
Запомните, что уменьшённое трезвучие (Ум53) в мажоре строится на вводных ступенях — на VII и II. На VII ступени — в натуральном мажоре. На II ступени — в гармоническом мажоре.
В миноре — тоже на вводных ступенях — на VII и на II. На VII — в гармоническом миноре. На II — в натуральном миноре.
Построение Ум53 | ||
Мажор | Минор | |
Натуральный | VII | II |
Гармонический | II | VII# |
О других трезвучиях можно почитать в статье Виды трезвучий.