Меню Закрыть

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие в мажоре и миноре

Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций. Оно меньше, чем малое трезвучие (минорное), поэтому называется уменьшенным. Уменьшенное трезвучие обозначается как Ум53 .О всех четырех видах трезвучий можно почитать в этой статье.

На какой ступени строится уменьшенное трезвучие?

Ум53 в мажоре образуется на VII ступени.

Ум53 в мажоре

В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени, образуется еще одно Ум53, которое строится на II ступени.

Ум53 в гармоническом мажоре

В натуральном миноре Ум53 строится на II ступени:

Ум53 в миноре

ВАЖНО! Обратите внимание, что в параллельных тональностях Ум53 — это одно и то же трезвучие! Но в мажоре оно располагается на VII ступени, а в миноре — на II.

В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени образуется еще одно Ум53, и оно строится на VII# ступени.

Ум53 в гармоническом миноре

Как разрешается уменьшенное трезвучие?

Ум53 располагается на неустойчивых ступенях. Поэтому, каждая его ступень должна разрешаться в ближайшую устойчивую ступень.

Крайние звуки Ум53 образуют ум.5, которая при разрешении сужается, т.е. разрешается в терцию. А средний звук разрешается на секунду вниз.

Как разрешается уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие во всех тональностях

Построение и разрешение Ум53 в До мажоре и ля миноре приведено выше в этой статье, поэтому продолжаем в следующих тональностях.

Ум53 в Соль мажоре и ми миноре
Ум53 в Ре мажоре и си миноре
миноре Ум53 в Ля мажоре и фа#
Ум53 в Ми мажоре и до# миноре
Ум53 в Си мажоре и соль# миноре
Ум53 в Фа# мажоре и ре# миноре
Ум53 в До# мажоре и ля# миноре
Ум53 в Фа мажоре и ре миноре
Ум53 в Си-бемоль мажоре и соль миноре
Ум 53 в Ми-бемоль мажоре и до миноре
Ум53 в Ля-бемоль мажоре и фа миноре
Ум53 в Ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Ум53 в Соль-бемоль мажоре и ми-бемоль миноре
Ум53 в До-бемоль мажоре и ля-бемоль миноре

Построение Ум53 от заданной ноты и разрешение в четыре тональности

Выше мы говорили о построении Ум53 в мажорной или минорной тональности. Но бывают и обратные задачи, в которых надо построить Ум53 от заданной ноты, разрешить и определить тональность, в которой находится это трезвучие.

ВАЖНО! Любое уменьшенное трезвучие можно разрешить в четыре тональности. Это будут две мажорные тональности — натуральная и гармоническая. И две минорные — натуральная и гармоническая.

Алгоритм решения этой задачи очень простой.

  1. Сделайте разметку для четырех тактов (по количеству тональностей).
  2. В каждом такте запишите Ум53 от заданной ноты (например, до#).
  3. Подпишите такты сверху: мажор натуральный, мажор гармонический, минор натуральный, минор гармонический.
  4. Подпишите ступени, на которых строятся Ум53 в мажоре и миноре.
  5. Разрешите Ум53 по правилу: Крайние звуки разрешаются вовнутрь, средний звук — вниз.
  6. Ориентируясь на записанные ступени, подпишите тональности.
Ум 53 от ноты До#

ВАЖНО! Между собой эти тональности соотносятся как параллельные и одноименные.

Уменьшенное трезвучие от всех белых нот

Ум53 от ноты До
Тональности ре♭‎ минор не существует!
Ум53 от ноты Ре с разрешением в четыре тональности
Ум53 от ноты Ми с разрешением в четыре тональности
Ум53 от ноты фа с разрешением в четыре тональности
Тональность соль♭ минор не существует!
Ум53 от ноты Соль с разрешением в четыре тональности
Уменьшенное трезвучие от ноты Ля с разрешением в четыре тональности
Уменьшенное трезвучие от ноты Си с разрешением в четыре тональности

Построение уменьшенного трезвучия от диезных нот

От ноты До# Ум53 уже были построены выше. Поэтому продолжаем от следующих нот.

Ум53 от ноты ре-диез
Ум53 от ноты ми-диез
Тональность Ре# мажор не существует!
Ум53 от ноты Фа#
Ум53 от ноты Соль#
Ум53 от ноты Ля#
Тональность Соль# мажор не существует!
Ум53 от ноты Си#
Тональность Ля# мажор не существует!

Уменьшенное трезвучие от бемольных нот

ВАЖНО! Построение Ум53 от бемольной ноты используется весьма редко. В большинстве случаев при разрешении образуются тональности, имеющие в тонике дубль-бемоль. А в тональности соль дубль-бемоль минор должен использоваться тройной бемоль в терцовом звуке ( трипл-си). Таких тональностей не существует.

Ниже приведены примеры с сугубо теоретической целью, т.к. в композиторской практике такие тональности не используются и заменяются на энгармонически равные, имеющие меньшее количество знаков при ключе.

Ум53 от ноты До-бемоль
Таких тональностей не существует!
Ум53 от ноты Ре-бемоль
Возможно разрешение только в До♭ мажор
Ум53 от ноты Ми-бемоль
Возможно разрешение только в Ре♭ мажор
Ум53 от ноты Фа-бемоль
Таких тональностей не существует!
Ум53 от ноты Соль-бемоль
Таких тональностей не существует!
Ум53 от ноты Ля-бемоль
Возможно разрешение только в Соль♭ мажор
Ум53 от ноты Си-бемоль
Тональности до♭ минор не существует!

Заключение

Запомните, что уменьшённое трезвучие (Ум53) в мажоре строится на вводных ступенях — на VII и II. На VII ступени — в натуральном мажоре. На II ступени — в гармоническом мажоре.

В миноре — тоже на вводных ступенях — на VII и на II. На VII — в гармоническом миноре. На II — в натуральном миноре.

Построение Ум53
МажорМинор
НатуральныйVIIII
ГармоническийIIVII#

О других трезвучиях можно почитать в статье Виды трезвучий.

Похожие статьи:
Top