Доминантовый септаккорд — самый распространенный из септаккордов в классической музыке.
Он состоит из четырех звуков. Его обозначение — D7 указывает, что он строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Цифра 7 обозначает, что расстояние между крайними звуками септаккорда равно септиме.
Построение D7 ОТ НОТЫ можно найти в статье «D7 и его обращения от ноты».
Содержание статьи
Построение Доминантового септаккорда
Итак, доминантовый септаккорд (D7) состоит из четырех звуков. расположенных по терциям, и нижний из этих звуков находится на V ступени гаммы.
Для примера, построим D7 в До мажоре.
Первым действием считаем V ступень в До мажоре — это нота Соль. От нее строится D7 в До мажоре.
Доминантовый септаккорд расположился на V, VII, II и IV ступенях. Кроме нижней V ступени, все остальные ступени в D7 неустойчивые. Поэтому они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.
О построении D7 вы можете посмотреть видеоурок, который идет всего лишь 3 минуты!
Доминантовый септаккорд с разрешением в мажорных тональностях
Доминантовый септаккорд с разрешением в минорных тональностях
В минорных тональностях D7 строится аналогично мажорным тональностям.
ВАЖНО: Как любой аккорд доминанты в минорной тональности, D7 строится в гармоническом виде минора, т.е. с повышенной VII ступенью.
Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.
Доминантовый септаккорд и его обращения
Напомним, что обращением называется перенос нижнего звука на октаву вверх. Если D7 состоит из четырех звуков, то у него будет три обращения.
Итак, первое обращение D7 называется доминантовый квинтсекстаккорд. Его обозначение — D65. Строится D65 на VII ступени мажора и гармонического минора.
Разрешается D65 в тоническое трезвучие (T53 ) c удвоенным основным тоном.
Второе обращение D7 называется доминантовый терцквартаккорд. Его обозначение — D43 . Строится D43 на II ступени мажора и гармонического минора.
D43 разрешается в развернутое тоническое трезвучие с нижним и верхним тоническим звуком.
Третье обращение D7 называется доминантовый секундаккорд. Оно обозначается — D2.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре.
D2 разрешается в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным тоническим звуком.
ВАЖНО: Иногда учащиеся путают понятия разрешение аккорда и обращение аккорда.
Разрешением называется переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые звуки тонического трезвучия.
То есть, за заданным аккордом следует тонический аккорд ( Т53 , Т6 или Т64 ). Обращением называется перенос нижнего звука заданного аккорда на октаву вверх. Или же перенос верхнего звука аккорда на октаву вниз.
Вы можете посмотреть видеоурок о разрешении и обращении, который длится всего 2 минуты.
D7 и его обращения в мажорных тональностях
D7 и его обращения в минорных тональностях
При построении Д7 и его обращений в минорных тональностях не забывайте повышать VII ступень!
Заключение
Доминантовый септаккорд (D7) — один из самых распространенных аккордов в музыке.
Он состоит из четырех звуков, расположенных по терциям, как любой другой септаккорд. От величины этих терций зависит сид септаккорда. D7 состоит из б.3+м.3+м.3.
Строится D7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре.
Разрешается в тоническое трезвучие с утроенной тоникой и без квинтового звука (Т3).
О других видах септаккордов — МVII7 , УмVII7 , II7 вы можете узнать в следующих статьях этого сайта.